Омар Хайям. Абульхасан Рудаки. Хаким Фирдоуси. Абунаср Асади. Аттар Фарид. Шахид Балхи. Абульхасан Фаррухи. Насир Хосроу. Абульхасан Кисаи.
Главная страница Поиск по сайту Оглавление страниц Написать письмоОпыт сделал Саади знатоком жизни. Крупный русский востоковед, один из основателей АН СССР, С.Ф. Ольденбург писал: "Саади был большой сердцевед, и всегда его глубоко интересовали люди и их поступки и побуждения, и потому, вероятно, ему хотелось сравнивать людей разных стран и народов. Вывод, который он сделал из этих сравнений, если судить по его сочинениям, тот, что люди всех народов и стран, мало чем друг от друга отличаются: одинаково, как ему казалось, и любят, и ненавидят". |
Насир Хосров Абу Муин
Насир Хосров Абу Муин (1004 – после 1072), таджикский и персидский поэт, философ, религиозный деятель. Сохранились религиозно-философские трактаты, диван (большей частью философские касыды), дидактическая поэма «Ровшанайинаме» (1053).
Сафарнаме. Книга путешествия, [М. – Л.], 1933; Избранное, Душанбе, 1949; Избранное [Проза и поэзия], Сталинабад, 1954; Лирика, М., 1979.
Бертельс А. Е., Насир-и-Хосров и исмаилизм, М., 1959 (лит.).
Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др.) – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
Спор с богом. (перевод А. Адалис)
«Вот взмыл орел с высоких скал. Он, по обычаю орла…». (перевод А. Адалис)
Публикуется по материалам: Поэзия народов СССР IV – XVIII веков. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. т. 55, –М.: Художественная литература, 1972.
Прогрессивной линии Ибн Сины и его последователей в философии противостоял калам — схоластическая философия ислама, возникшая в 8 в. и получившая широкое распространение в 9—14 вв. Сторонники калама (Газалии Фахриддин Рози) отстаивали идею сотворения мира, утверждали зависимость его от божественной воли. В 11 в. значительное влияние приобрёл исмаилизм (см. Исмаилиты), философская доктрина которого сложилась на основе неоплатонизма и аристотелизма. С исмаилизмом была связана философия Насира Хосрова. В учении о гармоническом строении Вселенной исмаилиты уподобляли её структуру («макрокосм») строению человеческого тела («микрокосму»). В 10—13 вв. большое распространение получил суфизм, философская догматика которого во многом противостояла правоверному исламу. Теоретические основы суфийских учений разработали таджикско-персидские мыслители Абу Сайд Мейхани, Харакани, Сулами, Кушайри, Санаи, Аттар, Руми. Будучи неоднородным течением, суфизм в его крайних доктринах сочетал мистический пантеизм с рациональными элементами, гуманистическими идеями и диалектическими прозрениями.
Насир Хосров Абу Муин (1004 — после 1072), таджикский и персидский поэт, философ, религиозный деятель. Религиозно-философские трактаты, диван философского содержания (11 тыс. бейтов), поэма «Ровшанайн-наме» (1053)
НАСИР-И ХУСРАУ
КНИГА ПУТЕШЕСТВИЯ
САФАР-НАМЭ
ВСТУПЛЕНИЕ
Творчество Насир-и Хусрау уже давно привлекло к себе внимание западного востоковедения. Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия известный немецкий иранист Г.Эте издал ряд текстов этого замечательного автора и посвятил ему небольшую монографию, в основном наметившую пути для дальнейшей работы К тому же времени относятся и издание и французский перевод “Сафар-намэ”, выполненные Французским ориенталистом Шефером. Приняло участие в этих работах и русское востоковедение в лице В.А.Жуковского, опубликовавшего текст и перевод приписываемого нашему автору строфического стихотворения, подлинность которого, однако, возбуждает весьма большие сомнения На этом работа европейских ориенталистов закончилась, и ничего нового по отношению к Насир-и Хусрау последние сорок лет не прибавили. Результатом всей работы явилось издание трех полных текстов, нескольких фрагментов и довольно обстоятельные биографические данные. Можно сказать, что таким образом из стадии подготовительной работы европейское востоковедение не вышло, к анализу самих произведений, к попытке наметить основные черты мировоззрения Насир-и Хусрау, [8] установить его Философские концепции, определить характерные особенности его стиля не подошло. Но работа эта не прошла даром в том отношении, что если она и не дала особенно существенных результатов, то привлекла к Насир-и Хусрау внимание его соотечественников. С двадцатых годов этого века персидские ученые начинают все больше интересоваться творчеством Насир-и Хусрау. Сначала находящееся в Берлине персидское издательство “Кавиани” выпускает критические издания трех его произведений, в том числе и нашей “Сафар-намэ”. Затем в 1928 г. в Тегеране выходит роскошное издание собрания его стихотворений, снабженное пространным предисловием, принадлежащим перу X. Таги-Задэ. В предисловии этом Таги-Задэ подводит итог всей проделанной западными учеными работе, подвергая ее одновременно критике. Главной опорой ему послужил текст дивана (собрания стихотворений), изобилующий биографическими и историческими указаниями и позволивший ряд существовавших до тех пор гипотез отбросить и заменить вполне реальными данными. Однако нельзя сказать, что и эта работа является конечным пунктом, что после нее изучать Насир-и Хусрау уже бесполезно. Главное место в исследовании Таги-Задэ опять-таки занимает биография нашего автора.
НАСИР ХОСРОВ
(1003 - 1088)
В тени чинары тыква подросла,
Плетей раскинула на воле без числа,
Чинару оплела и через двадцать дней
Сама, представь себе, возвысилась над ней.
"Который день тебе? И старше кто из нас?" –
Стал овощ дерево испытывать тотчас.
Чинара скромно молвила в ответ:
"Мне – двести... но не дней, а лет!"
Смех тыкву разобрал: "Хоть мне двадцатый день,
Я – выше!.. А тебе расти, как видно, лень?.."
"О тыква! – дерево ответило. – С тобой
Сегодня рано мне тягаться, но постой,
Вот ветер осени нагонит холода, –
Кто низок, кто высок – узнаем мы тогда!"
НАСИР-И ХОСРОВ (1003/4-1077): ПОЭЗИЯ И ПРОПОВЕДЬ
Насир-и Хосров, выдающийся религиозный философ, распро-странитель исмаилизма и поэт, внес существенный вклад в развитие персидской классической литературы. Его поэтическое творчество, представленное по преимуществу касыдами, включенными в собрание лирических стихов (диван), может служить примером оригинальной авторской интерпретации традиционных жанров и форм. Особенно заметна его роль в эволюции касыды, которая до Насир-и Хосрова развивалась в персидской поэзии как основная жанровая форма при-дворного панегирика. Наличие наставительного элемента в касыде приветствовалось только в определенном, достаточно узком спектре и ограничивалось по преимуществу включением в текст изящных афо-ристических формул и мудрых изречений (хикмат). В редких случаях назидательная тематика приобретала в придворной касыде вид раз-вернутого рассуждения на морально-этические темы. Как правило, по-добные пассажи были адресованы не восхваляемому лицу, а сопернику поэта, его литературному противнику, который был облечен в маску за-вистника или клеветника, порочащего автора в глазах высокого повели-теля1. В любом случае дидактика в придворной касыде выполняла вспо-могательную задачу и не была прямо связана с основной целью сочине-ния стихотворения, которым считалось восхваление (мадх). Именно с восхвалением ассоциировалось понятие касд («цель», «назначение»), ле-жащее в основе самого названия жанровой формы.
Насир Хосров
-
(1003 - 1088)
Персидско-таджикский поэт, автор многочисленных философских трактатов, проповедник еретического учения исмаилитов. Насир Хосров в своих стихах проповедовал идеи рационализма, справедливости, в чем резко расходился с официальной идеологией.
М.-Н.О.Османов
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87 Сейчас вы читаете стихи Востока, так же смотрите справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них.
Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
|